Система патриотического воспитания молодежи в Томской и Омской областях: организационно-функциональные аспекты
https://doi.org/10.32324/2412-8945-2022-2-28-37
Аннотация
Статья посвящена изучению современного состояния региональных систем патриотического воспитания Омской и Томской областей. На основе данных массового опроса старших школьников и сведений о проводимой в регионах патриотической работе оцениваются степень вовлеченности молодежи в патриотические проекты и эффективность различных направлений формирования патриотизма. Анализ существующей структуры субъектов патриотического воспитания и содержания реализуемых в регионах мероприятий и проектов позволил сделать вывод о доминировании в регионах военно-патриотического воспитания и практик милитаризированной направленности, выделить тенденцию централизации системы патриотического воспитания и закрепления приоритета общефедеральных организаций на основе образовательных учреждений.
Ключевые слова
Об авторах
С. Ю. АсеевРоссия
Асеев Сергей Юрьевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и политологии
Барнаул
Я. Ю. Шашкова
Россия
Шашкова Ярослава Юрьевна — доктор политических наук, профессор кафедры философии и политологии
Барнаул
Список литературы
1. Кузьмин А. В., Трифанов Ю. Н. Патриотизм и антипатриотизм как диалектические противоположности // Уч. записки Тамбов. отделения РоСМУ. 2018. № 10. С. 139—149.
2. Spry C., Hornsey M. The influence of blind and constructive patriotism on attitudes toward multiculturalism and immigration // Australian Journal of Psychology. 2007. Vol. 59, no. 3. P. 151—158.
3. Мартынов М. Ю., Фадеева Л. А., Габеркорн А. И. Патриотизм как политический дискурс в современной России // Полис. Полит. исслед. 2020. № 2. С. 109—121.
4. Papastephanou M. Inward and Outward Patriotism // Review of European Studies. 2013. Vol. 5, no. 2. P. 20—32.
5. Зубова О. Г., Бухтиярова И. Н. Патриотизм как основа формирования национальной идеи в современном российском обществе // Теория и практика обществен. развития. 2017. № 5. С. 26—29.
6. Лубский А. В. Патриотизм и гражданственность в Российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в Российском патриотизме // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8, № 2 (36). С. 47—66.
7. Kratochvíl P., Shakhanova G. The Patriotic Turn and Re-Building Russia’s Historical Memory: Resisting the West, Leading the Post-Soviet East? // Problems of Post-Communism. 2021. Vol. 68, no. 5. P. 442—456.
8. Laruelle M. Patriotic Youth Clubs in Russia. Professional Niches, Cultural Capital and Narratives of Social Engagement // Europe-Asia Studies. 2015. Vol. 67, no. 1. P. 8—27.
9. Introduction: What Does it Mean to be a Patriot? / F. Daucé, M. Laruelle, A. Le Huérou, K. Rousselet // Europe-Asia Studies. 2015. Vol. 67, no. 1. P. 1—7.
10. Baekken H. Patriotic disunity: limits to popular support for militaristic policy in Russia // Post-Soviet Affairs. 2021. Vol. 37, no. 3. P. 261—275.
11. Бортник А. Ф., Манасытова М. А. Организация военно-полевых сборов юношей как условие патриотического воспитания // Проблемы современ. пед. образования. 2020. № 68—3. С. 42—46.
12. Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 155—175.
13. Губенко М. С., Ковалев А. С. Место и роль молодежных патриотических организаций в системе военнополитической работы // Вестн. адъюнкта. 2019. № 1 (3). С. 4.
14. Капустин В. В. Роль всероссийского общественного движения «Юнармия» в военно-патриотическом воспитании молодежи // Соц.-гуманитар. знания. 2021 № 5. С. 183—189.
15. Сазанова М. Л., Русских Н. В. Военно-патриотическое воспитание старших подростков во внеурочной деятельности // Мир педагогики и психологии: междунар. науч.-практ. журнал. 2021. № 06 (59). С. 70—80.
16. Бушма П. Е. Участие общественных объединений Томской области в гражданско-патриотическом воспитании молодежи // Организация работы с молодежью. 2019. № 6. С. 8.
17. Le Huérou A. Where Does the Motherland Begin? Private and Public Dimensions of Contemporary Russian Patriotism in Schools and Youth Organisations: A View from the Field // Europe-Asia Studies. 2015. Vol. 67, no. 1. P. 28—48.
18. О патриотическом воспитании населения // Портал Правительства Омской области : офиц. сайт. URL: http://xn----7sbbd6bjcpe0ahm4k8a.xn--p1ai/ru/government/kontrol/2/o8.html (дата обращения: 05.12.2021).
19. Основные направления Государственной молодежной политики // Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области : офиц. сайт. URL: https://dmpfs.tomsk.gov.ru/osnovnye-napravlenijagosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki (дата обращения: 05.12.2021).
20. Горшков М. К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики) : в 2 т. М. : Новый хронограф, 2016. Т. 1. 411 с.
21. Лубский А. В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий юга России. 2017. Т. 23, № 1. С. 42—59.
22. Проекты // Фонд Президентских грантов : офиц. сайт. URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/cards (дата обращения 07.12.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Асеев С.Ю., Шашкова Я.Ю. Система патриотического воспитания молодежи в Томской и Омской областях: организационно-функциональные аспекты. Развитие территорий. 2022;(2 (28)):28-37. https://doi.org/10.32324/2412-8945-2022-2-28-37
For citation:
Aseev S.Yu., Shashkova Ya.Yu. The system of patriotic education of youth in Tomsk and Omsk regions: institutional and operational aspects. Territory Development. 2022;(2 (28)):28-37. (In Russ.) https://doi.org/10.32324/2412-8945-2022-2-28-37